Что должен уметь делать ребенок в год

Первый год жизни малыша является очень насыщенным периодом, когда происходит множество изменений в развитии ребенка. Если сравнивать новорожденного и годовалого младенца, то можно увидеть колоссальную разницу. О том, что делает ребенок в год, какие навыки и умения осваивает на данном возрастном этапе, будет рассказано в этой статье.

Осваиваемые детьми годовалого возраста навыки условно можно разделить на несколько категорий:

  • двигательные;
  • познавательные;
  • социально-эмоциональные;
  • речевые.

О двигательных навыках, которые ребенок осваивает в один год

На этом возрастном этапе малыш может самостоятельно стоять, предпринимает активные попытки ходить (чаще всего еще требуется подстраховка со стороны взрослого). Ребенку нравится спускаться и подниматься по ступенькам, он умеет залезать на мягкую мебель, перешагивать небольшие препятствия. Помимо этого, дети этого возраста могут наклоняться, садиться на корточки, самостоятельно ложиться и вставать на ноги из любого положения.

двигательные навыки 1 год

Познавательные навыки ребенка годовалого возраста

Годовалый малыш достаточно быстро увлекается процессом игры, проявляет интерес к различным предметам, пытается взаимодействовать с ними. Повышенный интерес у него наблюдаются к собиранию различных конструкторов и предметов, состоящих из нескольких частей. Ребенок данного возрастного периода уже начинает активно подражать взрослым, копируя их действия. Детям годовалого возраста доступно специфическое общение со сверстниками: они пока не готовы играть вместе, но способны выполнять некоторые виды действий совместно (например, при помощи формочек делать фигурки из песка в песочнице).

познавательные навыки 1 год

Социальные навыки и проявление эмоций

Ребенок данного возрастного периода активно проявляет свои эмоции по отношению к близким людям — называет своих родных, может обнять и поцеловать. К незнакомым людям относится с интересом, но иногда может их испугаться, отреагировать слезами и криком. Малыш активно использует мимические средства выражения собственного эмоционального состояния: корчит рожицы, улыбается, показывает язык, повторяет выражение лица за кем-то из взрослых. Ребенок хорошо различает интонацию взрослого, отвечает недовольством или плачем на какие-либо запреты с его стороны. Малыш годовалого возраста любит смотреть иллюстрации, может показывать по просьбе взрослого знакомые ему предметы. Годовалый малыш любит слушать музыку, прыгать, танцевать и пытаться подпевать.

razvitie-rebenka-po-mesyacam

Речевые навыки

Словарный запас годовалого малыша составляет около десяти‐двадцати слов, которыми он пытается рассказать о своих потребностях. При этом достаточно хорошо развит пассивный словарь, то есть ребенок понимает значение произносимых взрослых слов, умеет найти нужный предмет или вещь в том случае, если его попросят ее принести. Данные возрастной этап характеризуется попытками повторения отдельных звуков, слов и словосочетаний. При этом, кроха старается слушать интонацию взрослого, подражая ей.

словарный запас в год

Бытовые навыки

Годовалый малыш способен самостоятельно пить из чашки, держать бутылочку. При этом отмечаются попытки держать ложку, но сделать это годовалому ребенку пока еще достаточно сложно (именно поэтому малыш начинает есть руками, устав от неудачных попыток удержать столовый прибор). Дети этого возрастного периода умеют откусывать и пережевывать достаточно твердую пищу: печенье, овощи, фрукты и так далее. Доступным становится для малыша мытье рук под краном и умывание (но требуется помощь со стороны взрослого — открыть кран, помочь вытереть ладони и лицо полотенцем, подать высоко стоящие предметы).

Большинство детей годовалого возраста предпринимает попытки одеваться самостоятельно. Например, они уже могут справиться с шапкой или обувью. Надевание более сложных предметов одежды пока еще им недоступно из-за недостаточно развитой мелкой моторики рук и координации движений. Поэтому процесс сбора на улицу может сопровождаться слезами и истериками. Некоторые из малышей данного возраста просятся на горшок, показывают мимикой о том, что хотят в туалет.

Читайте также:
Учим таблицу умножения на 6 легко и быстро

малыш обувается

Развитие мелкой моторики

Детям годовалого возраста доступны некоторые виды художественной деятельности: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина, взаимодействие с кинетическим песком. Помимо того, ребенок может играть со специальными шнуровками и различными пособиями-вкладышами. Одним из любимых видов дидактических игр среди детей данного возрастного периода являются занятия с сенсорной коробкой, которая позволяет разбирать и собирать различные предметы. Стоит отметить, что развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на формирование речи. Поэтому взрослым необходимо создавать условия, в которых малыш сможет ее развивать посредством игр с разнообразными пособиями и дидактическими играми.

Характеристика особенностей организации режима годовалого ребенка

Дети этого возрастного этапа бодрствуют уже гораздо дольше, сон составляет 14-15 часов в сутки. При этом длительность ночного сна составляет около 11 часов, остальной отдых приходится на дневное время, обычно разделяясь на две части: первая — от 1,5 до 2,5 часов; вторая — от 1 до 1,5 часов.
В режиме дня крохи двенадцати-месячного возраста все активные виды деятельности следует оставлять на утреннее и обеденное время. С приближением вечера стоит отдавать предпочтение спокойным видам деятельности, чтобы избежать перевозбуждения нервной системы у малыша. Оно может стать причиной бессонной ночи, которая неизбежно спровоцирует появление на следующий день плохого самочувствия и капризного поведения.
Прогулки с годовалыми детьми в хорошую погоду можно осуществлять два раза в день. Идеально подходящий для этого период — это утро с 10:00 до 11:00, раннее вечернее время — с 16:00 до 17:00. Здесь многое зависит от погоды и от желания ребенка продолжать прогулку на свежем воздухе.
Прием пищи детя 1 года жизни осуществляется 5-6 раз в день, с интервалом между кормлениями от 3 до 4 часов. Педиатр рекомендует предлагать малышу еду в одно и тоже время, избегая слишком больших или коротких перерывов — это поможет выработать правильную привычку и избежать многих проблем.

Проблемы ребенка первого года жизни

Одной из главных проблем данного возрастного периода является кризис первого года жизни. Многие родители отмечают, что именно в это время ребенок становится крайне капризным, проявляет упрямство, легко раздражается и ведет себя достаточно своеобразно. Не стоит этого пугаться — это абсолютно нормальное желание крохи получить большую самостоятельность, потребность выражать свои желания. Как правило, кризисный период длится недолго, проходит достаточно быстро и безболезненно.

Проблемы со сном — это вторая из наиболее часто встречающихся затруднений в этом возрастном периоде. Причиной ее появления чаще всего является слишком высокая активность ребенка в течение дня, особенно это касается тех случаев, если больше ее часть приходится на вечернее и ночное время суток.

Падения — еще одна сложность, с которой неизбежно сталкиваются все родители годовалых малышей. Стоит помнить о том, что это неизбежный этап, которые стоит на пути ребенка к самостоятельной ходьбе.

Для того, чтобы понять в нормальном ли темпе развивается годовалый малыш, можно ответить на следующие вопросы:

  • умеет ли кроха ползать, стоять и делать несколько шагов помощью взрослого;
  • знает ли малыш значение принятых в обществе жестов («прощание» — движения рукой, «отрицание» — повороты головы в стороны и так далее);
  • понимает ли ребенок просьбу (например, принести какую-либо игрушку или предмет);
  • есть ли в речи малыша около 5-10 слов (они несколько искаженные, но ребенок обозначает ими определенный объект или предмет);
  • есть ли у малыша зубы и их количество.

В том случае, если многие пункты не соответствуют действительности, следует обратиться за консультацией к специалистам. Но не нужно забывать о том, что развитие каждого ребенка индивидуально, оно не имеет точно обозначенных сроков, так как все зависит от анатомо-физиологических особенностей малыша, условий его воспитания и организации специфических для данного возраста видов познавательной деятельности.

Оцените статью
Lipesinka.ru
Добавить комментарий