Изложение ОГЭ в 2020 году

Нюансы экзаменов после 9 класса известны всем родителям и школьникам еще предыдущего года обучения. Причем традиционно самыми пугающими для школьников являются экзамены по математике и русскому языку. Изложение ОГЭ в 2020 году станет волнительным моментом для учащихся 9 классов. Поэтому даже знание основных особенностей экзаменов не мешает родителям и ученикам узнавать все новшества, касаемые ОГЭ по русскому языку.

Структура экзамена по русскому языку в 9 классе

Часть школьников, сейчас посещающие среднее звено, знает почти всю необходимую информацию, касающуюся предстоящей итоговой аттестации. При этом есть родители, все еще считающие, что дети будут в 9 классе писать привычное для всех учащихся сочинение. Это лишь часть экзамена.

Можно выделить 4 главных составляющих ОГЭ по русскому языку:

  1. Устная часть.
  2. Небольшой письменный тест.
  3. Сочинение по заданным критериям.
  4. Написание изложения по конкретному тексту.

По сути структура экзамена с прошлого года не изменилась. Тексты изложений будут новые, как и сами вопросы в тестах, темы для сочинения и т.д. Хотя недавно произошли некоторые изменения в численности заданий теста, поэтому еще не все будущие девятиклассники знают об этом.

Т.к. одним из элементов экзамена является изложение, имеющее определенные критерии оценивания, но не изменившего свой вид, то школьникам будет точно понятен алгоритм его написания. Причем за последние годы для учащихся был разработан последовательный механизм выполнения работы.

Особенности написания изложения

Стоит понимать, что изложение подразумевает наличие озвученного текста. Для этих целей сейчас используют базовую аудиозапись, исключающую разность произношения текста в параллельных классах или соседних школах.

Экзаменуемые должны знать, что текст в аудиозаписи повторяется дважды. Первый раз он дается для общего понимания, составления представления о теме и компонентах текста. После этого следует пауза, длительностью порядка 3 минут, а потом следует повтор текста.

Педагоги советуют учащимся использовать паузу между двумя прочтениями текста для корректировки записей главных мыслей текста, основных микротем в черновике, определение последовательных элементов услышанного и пометок относительно иных нюансов содержания. Второе прочтение можно использовать для детализации услышанного. При этом важно не забывать, что необходимо уложиться в 70-90 (100) слов итогового текста. При верном подходе к выполнению работы это сделать несложно.

В большинстве случаев оптимальной будет такая последовательность написания изложения:

  1. Схематическое отражение главных элементов текста во время первого прослушивания или краткое последовательное конспектирование.
  2. Дополнение схемы текста или расшифровка сокращенных слов в случае быстрого конспектирования. Обозначение стилистической направленности.
  3. Выделение понятых микротем и значимых деталей текста во время 1 прослушивания и последующей паузы.
  4. Во время второго прослушивания необходимо дополнять текст, отслеживать цепочку рассуждения, записывать значимые словосочетания.
  5. Первичная работа с текстом, контроль за верной передачей общего смысла, корректным сжатием материала, включением понятых микротем и итоговым объемом изложения.
  6. Внесение изменений в текст, путем исключения повторов однокоренных слов, оценки стиля написания всех частей изложения с последующей корректировкой.
  7. Вычитка текста с выделением сложных мест и трудных слов, вызывающих сомнение. Проверка слов по словарю, оценка пунктуационной составляющей текста.
  8. Повторная вычитка изложения, написанного на черновике с учетом всех предыдущих исправлений. По необходимости внесение завершающих поправок.
  9. Последнюю проверку изложения стоит провести после завершения черновой работы над сочинением и тестовой частью. Это позволит заметить ранее невидимые небольшие погрешности в итоговом тексте.
  10. После последней вычитки внимательно требуется переписать изложение в бланк ответа.

При этом не обязательно соблюдать данную последовательность работы с текстом — некоторые школьники еще на этапе подготовки составляют собственную схему написания изложения. Важным является лишь учет оценивания работы, т.к. пропуск небольших нюансов может привести к снижению общего количества баллов.

Система оценивания и иные нюансы проверки изложения

Понятно, что изложение является лишь частью ОГЭ по русскому языку, но все же важно получить максимум баллов по этому компоненту итоговой аттестации. При полном выполнении работы с соблюдением всех параметров можно получить 7 первичных баллов.

Критерий Нюансы оценивания Итоговый первичный балл
Содержание Текст передан верно в общем смысле, все микротемы отражены. 2
Верная передача смысла текста, но допущен пропуск одной микротемы. Также этот пункт применим при наличии лишней темы. 1
Сжатие Равномерное сжатие всех 3 блоков текста с применением 1-3 приемов уменьшения объема материала. 3
Сжатие 2 микротем текста с верным использованием 1 или нескольких приемов. 2
Корректное сжатие 1 из блоков текста. 1
Речь, смысл, последовательность Логичный, связный и целостный текст, не содержащий ошибок деления на абзацы, не имеющих проблем в последовательности изложения. 2
Целостный и связный текст, последовательно изложенный, имеющий ошибку в делении на абзацы или в логике текста. 1

При этом оценивание критерия сжатия присутствует и в разделе анализа полноты содержания. Для качественного сокращения материала следует тщательно изучить существующие приемы снижения объема текста без потери смысла.

Такие приемы делятся на 3 больших группы:

  1. Исключение.
  2. Обобщение.
  3. Упрощение.

В каждой из этих групп существует несколько отдельных способов. Их необходимо не только изучить в рамках подготовки к написанию изложения, но и неоднократно применить на практике в различных комбинациях.

Нюансы подготовки к итоговому изложению

Самым простым, но вполне эффективным элементом подготовки является многократное написание работы на различные темы. Некоторые педагоги называют это «натаскиванием», хотя при подготовке к письменному экзамену по русскому языку работа с любым текстом несет в себе дополнительные обучающие эффекты. Поэтому сжатые изложения любых материалов будут хорошим способом подготовиться к сдаче этой части общей аттестации по русскому языку.

Помимо этого стоит учитывать свои личные особенности — наиболее просто воспринимать на слух текст аудиалам. Школьникам, легче запоминающим информацию визуально, будет сложнее охватывать вниманием весь текст. Последним лучше заранее поучиться слушать текст с закрытыми глазами, представляя его написанным в виде печатного материала. При этом необходимо периодически отвлекаться, делая пометки в черновике, рисуя схемы, отмечая мысли.

Также можно использовать в процессе подготовки развитие навыков быстрого и качественного конспектирования. Это позволит почти полностью отразить текст в черновике, позже сделав краткий пересказ услышанного с выделением необходимых важных микротем и значимых моментов.

В рамках подготовки многие используют готовые варианты аудиозаписей текстов, разработанных для тренировки навыка корректной сжатой передачи информации. ФИПИ предлагает заранее изучать демоверсию всего экзамена — DEMO-2020.

Изложение ОГЭ в 2020 году будет лишь этапом в общеобразовательной аттестации знаний школьников. Это только один из элементов всероссийского экзамена, но он способен при качественной подготовке хорошо сдать экзамен даже при неких ошибках в тесте, хотя лучше все же их избежать.

Источник
Оцените статью
Lipesinka.ru
Добавить комментарий

два + 13 =