Развитие детей происходит в ходе простейшей игровой и творческой деятельности. Они объединяются в изготовлении из геометрических фигур плоских поделок. Этот вид детской творческой деятельности часто не применяется в домашних условиях, так как довольно много времени требуется на подготовку.
А между тем оно оказывает существенное положительное влияние на развитие ребёнка уже с самого раннего возраста.
Особенности геометрических аппликаций
Поделки из геометрических фигур представляют собой плоскую аппликацию, состоящую из деталей различной формы и размера. Они наклеиваются на фоновый лист из плотного материала.
Поделки из геометрических фигур выполняются в двух основных техниках:
- Декорирование представляет собой создание узоров и орнаментов из чередующихся в определённом порядке фигур. Декоративные поделки из геометрических фигур помогают запоминать формы, размеры и цвета. Также они развивают творческое и логическое мышление, фантазию.
- Конструирование — более сложный вариант геометрической аппликации, который заключается в составлении сложных предметов из простых форм. Плоскостное моделирование учит аналитическому мышлению, умению мысленно разбивать сложные предметы на простые части.
Простота форм геометрических фигур позволяет создавать наборы деталей различной величины. С их помощью дети изучают трансформацию фигур, развивают навыки вырезания и пространственного мышления.
Как выбрать аппликацию для ребенка
ПОДЕЛКИ НА ПЛОСКОСТИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР — ВИД ТВОРЧЕСТВА, КОТОРЫЙ ДОСТУПЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ПРИ ВЫБОРЕ АППЛИКАЦИИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ВОЗРАСТ РЕБЁНКА И РАЗВИТИЕ ЕГО УМЕНИЙ.
Малыши ясельного возраста могут выполнять простые поделки, состоящие из деталей одинаковой формы. Самые маленькие дети способны покрывать фигуры клеем, используя клей-карандаш, и располагать их в произвольном порядке на поверхности листа.
Роль взрослых людей в этой деятельности заключается в следующем:
- в подготовке бумажных деталей;
- в демонстрации приемов работы с клеем;
- в ненавязчивой корректировке самостоятельной работы ребёнка.
Дети младшего дошкольного возраста умеют пользоваться клеем и знают названия основных геометрических фигур. Ребёнок 3 лет учится анализировать простые картинки, сопоставлять размеры элементов в них и располагать заготовки в определённом порядке.
Поделки выполняются в двух техниках:
- работа по контуру предполагает размещение деталей на подготовленном рисунке;
- повторение образца используется при создании узоров и орнаментов;
- выкладывание картинки из нескольких простых элементов, при котором малыш сначала выкладывает изображение, оценивает его, а затем закрепляется детали.
Аппликации для детей 4-5 лет отличаются более разнообразными набором геометрических фигур, которые вырезаются ими самостоятельно по шаблону. Готовые аппликации дополняются нарисованными мелкими деталями.
Дети старшего дошкольного возраста используют в своём творчестве многоугольники и сложные шаблоны. Они самостоятельно выбирают цвета фигур и фона, вырезают детали. Сложные поделки развивают внимание и усидчивость, способствуют подготовке детей к учебной деятельность, для которой требуются самоорганизация и концентрация на достижении цели.
В поделках учеников младших классов используются сюжетные композиции.Особое внимание детей во время выполнения сложных аппликаций следует обратить на последовательность наклеивание элементов, их подбор в соответствии с задумкой, цветовое сочетание деталей.
К 3-4 классу ученики в достаточной мере овладевают навыками создания сложных сюжетных аппликаций и могут создавать сложные композиции на заданную тему. Их дети выполняют самостоятельно, развивая фантазию, творческое мышление и сосредоточенность на достижении цели.
Инструменты и материалы
ПОДЕЛКИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР СОЗДАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ НАБОРА ПРОСТЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ, КОТОРЫЙ ДОПОЛНЯЕТСЯ НОВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПО МЕРЕ ВЗРОСЛЕНИЯ РЕБЁНКА.
Бумага
Основной материал для создания плоских поделок — бумага. Она используется для фона и для вырезания геометрических элементов. Для основы можно выбрать цветной картон или плотную бумагу. Мелкие детали вырезаются из двусторонней бумаги средней плотности. Яркие аппликации получаются из цветных листов для офиса.
Клей
Клеящий состав подбирается в соответствии с возрастом ребёнка. Малышам 2 лет для работы подходит клейстер из картофельного крахмала или пшеничной муки. Такой клей не вызывает аллергии и не причинит вреда в случае проглатывания, поэтому его можно намазывать на маленькие детали пальцами.
Для изготовления 1 литра клейстера 5 столовых ложек сухого вещества разводят небольшим количеством воды до образования однородной пасты. Затем её разводят оставшейся жидкостью. Раствор кипятят на медленном огне до уплотнения массы и процеживают через сито.
Детям 3-4 лет удобно работать с канцелярским клеем в виде карандаша. При его выборе следует особое внимание уделить качеству продукта. Он должен наноситься ровным слоем, не оставлять комков на бумаге и не иметь резкого запаха.
ПВА и кисти для его нанесения используются ребятами со старшей группы детского сада. Работа с жидким клеем требует достаточного развития мелкой моторики, внимания и аккуратности. Кисти для нанесения клеящего вещества на бумагу выбираются средней жёсткости. Их величина зависит размера рабочей детали.
Ножницы
Главное требование к ножницам, которыми пользуются дети — безопасность.Для ребёнка покупают ножницы с круглыми концами. Перед началом детского творчества взрослый человек должен проверить качество функционирования механизма, так как ножницы с неразработанными рычагами могут быть опасны для ребёнка.
Длина лезвия детских ножниц составляет примерно 10-12 см. При вырезании больших деталей можно использовать более длинные модели.
Важно! Прежде чем учить детей работать ножницами, необходимо познакомить их с техникой безопасности, состоящей в следующем:
- Во время работы нельзя ими размахивать и играть.
- Передавать их следует кольцами вперёд, взяв за сложенные лезвия.
- После использования инструменты убираются на место.
- Хранят ножницы в коробках или высоких подставках кольцами вверх.
Дополнительные материалы
Клей следует наносить на детали, используя специальную подложку. Для этого можно использовать лист белой бумаги или тонкий пластиковый коврик, который по мере загрязнения очищается салфетками.
Красивые небольшие геометрические детали можно нарисовать при помощи специальных трафаретов. Их можно купить в канцелярском магазине. Самостоятельно сделать геометрический трафарет можно сделать из пластиковой папки, начертив на ней фигуры необходимого размера. Их вырезают при помощи канцелярского ножа, положив под рабочий лист твёрдую доску.
В качестве дополнительных материалов можно использовать ткань, ленты, наклейки, блоки для записей, вату и другие предметы, которые обогатят и сделают детское творчество интересным и увлекательным занятием.
Организация работы
Поделки из геометрических фигур — способ гармоничного развития детей различных возрастных групп.
При подготовке занятия по аппликации следует учитывать следующие факторы:
- возраст детей;
- уровень развития мыслительных процессов;
- степень овладения ребёнком навыками необходимыми для создания аппликации из геометрических фигур.
Для каждой возрастной группы существуют свои особенности организации работы над поделкой:
- На этапе знакомства с геометрической аппликацией дети учатся новой для них деятельности на основе уже закреплённых умений. На основе игры малыши учат основные геометрические элементы, раскладывают их на плоскости листа и приклеивают.
На этом этапе важную роль играет взрослый человек, так как он подготавливает необходимый набор фигур, помогает ребёнку освоить правильную технику использования клея.
В процессе индивидуальных занятий с малышом 3-4 лет воспитатели приступают к формированию навыка работы с ножницами (вырезают простые фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник). После завершения творческого процесса дети младшего дошкольного возраста могут помогать в уборке рабочего места.
- В возрасте 4-5 лет дети начинают участвовать в подготовке фигур для аппликации, самостоятельно работая ножницами. При этом свои действия они повторяют за родителем или воспитателем, который подготавливает образец картинки, а затем совместно с ребёнком её повторяет.
В завершении работы ребёнок самостоятельно оценивает правильность и аккуратность своей поделки. Важно! Детское творчество не должно подвергаться критике со стороны взрослого человека. Он должен мягко указывать на недочёты и советовать, как в будущем их избежать.
- К 5-6 годам дети в достаточной степени овладевают навыками работы с ножницами и могут самостоятельно (по готовому контуру или шаблону) вырезать геометрические детали. Старшие дошкольники самостоятельно выбирают сочетания цветов для определённой поделки.
Важным нововведением в организации творческой деятельности является отсутствие образца. Ребёнок с помощью взрослого человека анализирует предмет, разбивая его на простые формы, и выбирает соответствующие фигуры для работы.
- Создание геометрической аппликации у младших школьников направлено на развитие творческого мышления, аналитических способностей и фантазии. Поэтому взрослый помощник лишь предлагает тему для работы и несколько примеров её выполнения, давая ребёнку возможность самостоятельно выбирать необходимые материалы и формы для её выполнения.
Во всех возрастных группах важную роль играет правильная организация рабочего пространства.
Для удобства детей следует применять следующую схему:
- В центре рабочей поверхности располагаются готовые формы или листы цветной бумаги.
- Перед ребёнком лежит фон.
- Слева находится коврик для работы с клеем, а справа размещаются салфетки для рук и прижимания деталей к основе.
- Кисти для клея и ножницы стоят в специальной подставке в правом верхнем углу стола.
- Жидкий клей располагают в неглубокой ёмкости на подносе в центре рабочей поверхности.
ВАЖНО! ПРАВИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД АППЛИКАЦИЕЙ СДЕЛАЕТ ЭТО ЗАНЯТИЕ И УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ИГРОЙ, И РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, И СРЕДСТВОМ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Идеи аппликации для самых маленьких
Дети 1-2 лет только начинают знакомство с геометрическими фигурами и аппликацией. Для малышей большое значение имеет процесс наклеивания бумажных деталей на основу, поэтому в их поделках нет чёткой композиции. Все занятия с детьми раннего возраста проводятся в игровой форме в индивидуальном порядке или малыми группами.
Мячи для мишки
Творческая деятельность проводится в виде игры-задания. Ему предшествует рассказ сказки о медведе-жонглере, который потерял мячи.
Цели занятия:
- познакомить ребёнка с фигурой круг и понятием размер;
- закрепить знания о цветах;
- формировать навыки работы с клеем.
Приборы и материалы:
- круги 3-х размеров из двусторонней цветной бумаги;
- готовая фигурка медведя (можно использовать яркую наклейку);
- лист цветного картона формата А4;
- клей из крахмала (муки);
- влажные и сухие салфетки.
Ход занятия:
- Взрослый человек начинает рассказывать историю о весёлом медведе, любившем подкидывать в воздух мячики. После окончания первой части сказки на лист основы приклеивается фигура мишки. Наклейка при помощи взрослого помощника аккуратно отклеивается от основы и размещается в произвольном месте на поверхности фона.
- «Мишка отвлёкся, и все мячи укатились. Он расстроился и пошёл их искать». Ребёнку предлагается помочь найти шарики определённого размера или цвета.
- Малыш самостоятельно пальчиком покрывает одну сторону детали клеем, нанося его от центра к краям.
- Двумя руками берёт её за края, переворачивает и располагает в произвольном месте на основе.
- При помощи сухой салфетки деталь прижимается к фону.
- После окончания работы детям раздаются цветные пластиковые мячи для игры.
Тарелка с ягодами
Малышам конца 2-го года жизни можно предложить более сложную поделку, которая закрепит знания об основных геометрических фигурах и цветах.
Материалы и инструменты:
- большой белый круг (тарелка);
- набор разноцветных кругов и треугольника различной величины;
- набор картинок с изображением ягод и фруктов;
- клейстер или клей-карандаш;
- коврик;
- салфетки.
Ход работы:
- Дети называют фрукты и ягоды, изображённые на картинках. Они сопоставляются с геометрическими фигурами.
- Выбранные элементы в произвольном порядке располагаются на круглой основе.
- Завершив деятельность, ребёнок при помощи взрослого повторяет названия ягод, цветов и фигур.
Аппликации для детей 3 лет
В 3 года дети могут располагать фигуры в определённом порядке, создавая изображения простых предметов. Они состоят из 5-6 фигур, располагающихся на подходящем по смыслу фоне.
Курочка и цыплята
Поделка из геометрических фигур изображает представителей животного мира, которые хорошо знакомы ребёнку.
Чтобы сделать аппликацию курицы с цыплятами, понадобятся следующие материалы:
- лист зелёного картона;
- 3 круга жёлтого цвета;
- 2 белых круга разного размера;
- треугольники (6 оранжевых, 2 жёлтых, 3 красных, 1 белого цвета);
- фломастеры;
- клей-карандаш.
Ход работы:
- Взрослый человек подготавливает образец поделки.
- Ориентируясь на взрослую работу, дети раскладывают на фоне подготовленные элементы. На этом этапе работы следует ориентироваться на индивидуальные особенности ребёнка. Для одних детей удобно выложить всю картинку, а для других малышей проще наклеивать по одной фигуре.
- Готовые фигуры из геометрических элементов дополняют глазами-точками, нанесенными чёрным фломастером.
- При желании поделку можно дополнить дополнительными элементами (круглое солнце, прямоугольные полоски травы, маленькие треугольники цветов).
- В завершении работы в индивидуальном порядке обсуждается каждая поделка. Воспитатель или родитель тактично указывает на ошибки и отмечает положительные черты.
Новогодняя ёлка
Ребёнок 3-х лет может сделать красивую поздравительную открытку к Новому году.
Для её создания необходимо подготовить:
- лист белой бумаги;
- 3 зелёных треугольника;
- небольшие круги, треугольники и прямоугольники;
- блёстки на основе геля;
- клей-карандаш.
Ход работы:
- Взрослый человек подготавливает несколько картинок с изображением новогоднего дерева.
- Дети одновременно с воспитателем сгибают большой лист бумаги пополам, формируя основу для открытки.
- В центре заготовки друг над другом располагаются большие зелёные треугольники. Необходимо уточнить, что вершин деталей располагаются на одной вертикальной линии.
- Из мелких треугольников и прямоугольников формируются 2-3 линии флажков. Цвет, количество и расположение элементов ребёнок определяет самостоятельно.
- Между флажками в произвольном порядке располагают круглые разноцветные шары.
- Края открытки украшают узорами при помощи гелевых блёсток.
Аппликации из геометрических фигур для детей 4-5 лет
Ребёнок 4-5 лет обладает достаточными навыками для создания поделки из геометрических фигур, вырезанных самостоятельно. Количество простых элементов в аппликации увеличивается до 15-20 шт.
Домик в лесу
Для выполнения сюжетной аппликации понадобятся следующие материалы и инструменты:
- лист белой бумаги для основы;
- разноцветные обрезки цветной бумаги;
- ножницы;
- клей-карандаш или ПВА;
- сухие салфетки.
Ход работы:
- Воспитатель и ребёнок определяют основные элементы аппликации и фигуры, из которых они состоят.
- Необходимые фигуры дети самостоятельно вырезают из обрезков цветной бумаги.
- Геометрические элементы распределяются на фоновом листе, формируя уникальную композицию.
- Фигуры приклеивают на основу, начиная с крупных деталей.
- В завершении работы проводится совместный анализ результата.
Весёлый паровозик
В старшем дошкольном возрасте дети могут создавать многофигурные аппликации, дополняя её дополнительными элементами.
Материалы и инструменты:
- 3 цветных прямоугольника одного размера;
- 1 прямоугольник меньшего размера;
- треугольник;
- 6 маленьких кругов, цвета которых соответствуют цвету больших прямоугольников;
- 5 белых квадратов;
- 1 большой круг жёлтого цвета;
- 2 белых овала;
- зелёный картон для фона;
- клей;
- фломастеры;
- линейка;
- простой карандаш.
Ход работы:
- Фоновый лист располагается горизонтально перед ребёнком.
- При помощи линейки простым карандашом проводится черта на расстоянии 5 см от нижнего края.
- На эту линию приклеивают большие прямоугольники (вагоны).
- К верхнему краю одной из боковых деталей приклеивают небольшой прямоугольник (кабину).
- Затем состав дополняют мелкими деталями (колёсами, окнами, трубой).
- В окошках рисуют животных. Рисунки можно заменить цветными наклейками.
- В верхней части листа приклеивается круглое жёлтое солнце и облака.
Аппликации для детей старшей группы детского сада
Дети 6-7 лет хорошо владеют навыками работы с клеем и ножницами, знают названия простых и сложных геометрических фигур, поэтому могут самостоятельно создавать сложные аппликации из множества фигур.
В технике аппликации выполняются следующие поделки:
- Представители животного мира (лиса, мишка, слон, сова, божья коровка).
- Транспорт (машина, корабль, самолёт, ракета).
- Растения (цветы, деревья, трава).
Для учеников 1-2 класса
В младших классах начальной школы занятия аппликацией призваны развивать творческое мышление, усидчивость и наблюдательность.
Поделки можно выполнять в следующих техниках:
- Орнамент — украшение силуэтов предметов или животных мелкими геометрическими деталями. В качестве основы для украшения можно выбрать посуду, бабочку, стрекозу.
- Мозаика — заполнение намеченного контура маленькими квадратами (растения, животные, простые пейзажи).
- Плоскостное конструирование сложных предметов (машины, дома, растения).
Для учеников 3-4 класса
Дети 9-10 лет самостоятельно могут создавать аппликации на заданную тему, например:
- В поделке «Море» можно изобразить корабль, морских животных.
- Аппликация на тему «Зима» создаётся в смешенной технике плоского конструирования и мозаики.
- «Лето в деревне» может изображать дом с забором, деревья с фруктами, животных.
Поделки, в которых предметы составляют из геометрических фигур, способствуют развитию творческих способностей ребёнка. Параллельно происходит знакомство с фигурами и цветами, а также овладение навыками владения кистью и ножницами.